Партизанский маркетинг, или Guerrilla Marketing, — это скрытый метод рекламы, который ненавязчиво продает товар или услугу. По мнению его основоположника Джея Левинсона, он должен быть дешевым и необычным.
Партизанский маркетинг возможен без больших вложений, но без свежих идей не обойтись. Умеете мыслить креативно? Тогда можно самостоятельно заниматься партизанским маркетингом и экономить на подрядчике. В противном случае лучше довериться агентству. Но при любом раскладе партизанский маркетинг может быть недорогим и при этом давать прирост лидов и клиентов.
Особенности партизанского маркетинга в интернете
Партизанский маркетинг обязательно должен быть виральным. Таким, которым хочется поделиться с другими. Применительно к интернету это может быть вирусный видеоролик, инфографика, музыка, подкаст, где незаметно для пользователей продвигается бизнес, звучит УТП и т. д.
Вот пример виральной рекламы. В 2012 году Феликс Баумгартнер прыгнул из стратосферы с парашютом. Спортсмен установил мировой рекорд вместе с Red Bull Stratos, которая транслировала прыжок в режиме Live. Видео c лучшими моментами собрало 43 млн просмотров на YouTube. Это отличная реклама Red Bull. Кстати, на запястье Феликса был хронограф Zenith — хороший способ продемонстрировать часы, не так ли?
Площадки для партизанского маркетинга
Методы партизанского маркетинга работают, когда пользователи не догадываются о рекламе. Здесь на помощь приходят форумы, блоги, отзывы, социальные сети. Суть маркетинга в том, чтобы рассказать о продукте так, будто один приятель делится впечатлениями с другим. Это формирует доверие клиентов и увеличивает аудиторию.
Аудиторию следует завоевывать на популярных интернет-площадках. Первым в мире по-прежнему остается Facebook, на втором месте — YouTube, на третьем — Instagram (по данным на 2017 год). В России самая популярная социальная сеть — «ВКонтакте».
Инструменты партизанского маркетинга в интернете
Вебинары. Если Вы хорошо разбираетесь в теме, проведите бесплатный вебинар. Это сформирует доверие к продвигаемому продукту.
Влоги. Отличный способ рекламировать скрыто — снять видеоролик на YouTube. Размещайте на канале обзоры, советы, лайфхаки. Например, если мы продаем паркет, то снимаем ролик про то, как его выбрать, как укладывать пол и т. д. Можно выкладывать развлекательные видео, которые сформируют лояльное отношение к товару, услуге. Также хороший вариант — снять виральный ролик, где будет оригинально разрекламирован продукт. Люди любят делиться вирусными видео, и они разлетаются по Сети по принципу сарафанного радио.
SERM (управление репутацией в поисковых системах). Продвигайте продукт, собирая и размещая реальные положительные отзывы на тематических площадках. Люди воспринимают такую информацию не как рекламу, а как личный опыт или экспертное мнение. Отвечайте на комментарии, помогайте советами самостоятельно и с помощью компаний, которые занимаются управлением SERM.
Два в одном. Продвинуть продукт поможет сопоставление бренда и события. Вспомните маркетинговый ход с Red Bull и часами Zenith. Здорово, если товар или услуга будут приурочены к чему-то значимому и актуальному.
Отсылка к авторитету. Еще одно средство скрытой рекламы — партизанский маркетинг от лица известных личностей. Можно обратиться к медийной персоне или к эксперту по теме и попросить ненавязчиво прорекламировать товар или услугу. Известная личность может вести влог, писать статьи, выступать перед аудиторией, сочинять музыку и т. д.
Коммуникация в соцсетях. Заводите дружбу с потенциальными клиентами и сотрудничайте с компаниями, у которых похожая целевая аудитория.
Отдельно обращаем Ваше внимание, что почти все перечисленные способы, относящиеся к партизанскому маркетингу, не требуют существенных вложений.
Еще 4 необычных средства партизанского маркетинга, которые помогут продвинуть продукт
Написать электронную книгу по теме, разместить на собственном сайте с бесплатным доступом и разослать целевой аудитории.
Выложить фотографии в Instagram, где видно, как сотрудники компании живут, отдыхают, работают, ездят в командировки. Аудитория любит наблюдать за жизнью обычных людей в естественных условиях. Помним, что главное в партизанском маркетинге — скрытность, поэтому рекламируем продукт аккуратно, ненавязчиво.
Разместить онлайн-игру у себя на сайте или на сторонних площадках с упоминанием бренда. Например, Google создают интерактивные тематические игры с логотипами, чтобы вызвать интерес и участие. Что мешает применить подобный способ для скрытого маркетинга?
Создать тест и разместить его на сторонних ресурсах или у себя в группе. Этот метод партизанского маркетинга используется в AdMe, N+1 и на других ресурсах. Тест должен быть интересным или смешным. Наградить участников можно бесплатной электронной книгой, товаром, услугой, приглашением на закрытый вебинар или просто забавной картинкой с описанием в конце.
Удачные примеры партизанского маркетинга в интернете
В 2004 году нашумела компания «Газон-Авангард». В сфере партизанского маркетинга фирма выбрала необычный способ рекламы. Вверху сайта две фигуры приближались друг к другу, и появлялась надпись «Газон-Авангард». Ничего особенного, но если кликнуть 5 раз на человечка, то он разрубал второго серпом пополам! Вставка оказалась хайповой и за пару часов набрала тысячи шеров. Число посетителей сайта выросло до 35 тысяч человек в день, хотя раньше на сайт заходили 10–20 человек. Такой метод партизанского маркетинга увеличил приток потенциальных клиентов и повысил узнаваемость бренда.
В 2008 году компания Ben & Jerry’s провела акцию в Facebook. Люди могли отправить друг другу виртуальный рожок мороженого. Всего за пару часов им поделились 500 000 человек. Пока шла рекламная кампания по методу партизанского маркетинга, в акции приняли участие несколько миллионов.
Персонал ресторана Arby’s заметил, что Фаррелл Уильямс получал «Грэмми» в шляпе, которая похожа на ту, что изображена на их логотипе. Последовал пост в Twitter: «Эй, Фаррелл, когда нам шляпу вернешь?» (с тегами «Грэмми» и «Фарелл»). Пост ретвитнули больше 75 тысяч раз — отличный прием маркетинга, когда актуальное событие ассоциируется с брендом.
В онлайн-игре «Счастливый фермер» во «ВКонтакте» игрокам предлагали купить завод чипсов Lay’s — еще один «игровой» прием партизанского маркетинга. Ссылка на пост
В поздравлении по случаю наступления 2017 года Сергей Шнуров прорекламировал в Instagram огурцы «6 соток». У него 3 млн подписчиков. Правда, за рекламу компания заплатила 1 млн рублей, так что полноценным партизанским маркетингом такой метод продвижения товара не назовешь.
Партизанский маркетинг в умелых руках похож на ловушку для приведений из фильма Ghostbusters. Он мгновенно захватывает внимание целевой аудитории. При этом маркетологи используют нестандартные приемы в интернете (настолько креативные, что иногда они бывают «на грани фола»).
Вирусное видео, хорошая статья или веселый конкурс привлекают больше целевой аудитории, чем скучная реклама, которую хочется поскорее закрыть. Поэтому если традиционный маркетинг не работает или требует слишком больших вложений, то пора принимать меры и вызывать «партизан».