В августе 2018 г. главный российский поисковик объявил о введении индекса качества сайта (ИКС). Этот новый показатель оценки интернет-ресурсов заменил собой тИЦ — тематический индекс цитируемости, который существовал с 1999 года. Хотя времени с момента введения ИКС прошло достаточно, вопросов он вызывает по-прежнему много. Попробуем разобраться в основных из них.
тИЦ оценивал по большому счету только один и при этом внешний фактор — количество и вес ссылок на сайт на сторонних ресурсах той же тематики. Чем больше «коллеги» цитировали сайт, тем выше он стоял в общем рейтинге. Неудивительно, что таким простым критерием быстро научились злоупотреблять «оптимизаторы».
Торговля ссылками, для размещения которых даже появились специальные биржи, превратилась в доходный, хоть и теневой бизнес. Для борьбы с ним Яндекс вводил все более совершенные алгоритмы проверки качества ссылок, которые в свою очередь вновь испытывались на прочность «оптимизацией». Концом этой SEO-войны и стала отмена тИЦ.
«Интернет сильно изменился: развились соцсети, выросло количество мобильных сайтов и пользователей, прошла эпоха SEO-ссылок… Алгоритмы ранжирования сайтов тоже сильно изменились: современные поисковые системы учитывают при формировании выдачи сотни различных сигналов. Сейчас ссылки — далеко не единственный показатель качества, на который стоит ориентироваться владельцам сайтов» — так обосновывал нововведение в своем блоге сам Яндекс1.
В отличие от своего предшественника ИКС — это комплексный показатель, на который влияют преимущественно внутренние факторы. «При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии» — так описывается схема расчета в блоге для вебмастеров2.
Причем «человеческие» факторы (в SEO их называют поведенческими) важнее количественного объема трафика: «Чем больше пользователей смогли с помощью сайта удовлетворить свои потребности, чем больше задач они решили, тем он полезней. При этом важно не просто количество пользователей, но и степень их удовлетворённости, общий уровень доверия к сайту».
Самый простой способ — зайти на специальную страницу в Яндекс.Вебмастере. Здесь можно даже без регистрации в сервисе вбить адрес любого сайта и узнать его ИКС. Что интересно, Яндекс хоть и заявляет, что перед ИКС все сайты равны, но для самого себя этот показатель не рассчитывает:
А вот ИКС своего главного конкурента Google составляет 130 000:
Владельцам сайтов также предлагается разместить кнопку с размером ИКС на своем сайте. Но пока это не пользуется особой популярностью.
Яндекс традиционно рекомендует постоянно улучшать сайт, повышать его полезность для пользователей и т. д. По информации поисковика, принципы оценки ИКС идентичны тем, которые используются в основном поиске. Поэтому проводимая на сайте SEO-оптимизация должна положительно сказываться и на размере индекса. Кроме того, поскольку ИКС формируется на основе данных от всех сервисов Яндекса, чем в большем их количестве присутствует сайт, тем больше у системы оснований для увеличения индекса.
ИКС является не фактором, а показателем качества сайта. Поэтому на позиции в поиске он не влияет, а скорее коррелирует с ними. Однако по факту так получается не всегда.
К примеру, по запросу «купить телевизор», сделанному в Москве:
На 1-м месте органической выдачи вполне логично разместилось МВидео с ИКС 31 000:
На втором месте — Ulmart, ИКС которого — 16 000:
А вот на 3-м месте неожиданно оказался Технопарк (3800), опередивший Эльдорадо (24 000).
Таким образом, даже гораздо более высокая оценка полезности сайта не является гарантией его приоритета в поисковой выдаче.
1Источник: https://webmaster.yandex.ru/blog/yandeks-zamenyaet-tits-na-iks-novyy-pokazatel-kachestva-sayta
2Источник: https://yandex.ru/support/webmaster/site-quality-index.html
Мы точно знаем, как привести на Ваш сайт клиентов!
Оставьте заявку и получите индивидуальное предложение с привлекательной ценой.