SERM (англ. Search Engine Reputation Management) — это формирование имиджа компании в поисковых системах. Простыми словами, SERM — комплекс мер, направленный на поддержание положительной репутации компании в выдаче поисковых сетей, куда входит генерация позитивных инфоповодов и работы по предотвращению негатива. SERM является важной частью ORM — управления репутации в интернете.
SERM минимизирует влияние негатива в поисковой выдаче на репутацию бренда и помогает увеличить доверие аудитории в сети. По данным исследования Bright Local за 2022 год, 57 % клиентов не станут еще раз обращаться к бренду, если компания не ответит на их отзывы, при этом каждый 5 покупатель желает получить ответ в течение суток. Статистику может подтвердить наш кейс для крупного медицинского центра (NDA), где оперативное реагирование на отзывы привело к уверенному росту сайта в выдаче «Яндекса».
Сразу оговоримся, что негатив нужно различать. Одно дело — когда его оставляют конкуренты или вымогатели денег, такие отзывы нужно удалять без сомнений. Если же негативные отзывы оставляют реальные пользователи — к ним надо прислушаться и повышать качество продукта/услуги, клиентского сервиса, удобства сайта и т. д. Неправильный подход к отработке негатива может ухудшить ситуацию — снизить лояльность целевой аудитории и привлечь новую волну критики.
Но как их отличить и как отрабатывать негатив в каждом случае? Разберем план действий для каждого сценария.
Работа с репутацией — дело тонкое, отвечать клиентам в публичном пространстве нужно очень осторожно, придерживаясь определенной стратегии. Разработать стратегию ответов и политику коммуникаций лучше совместно с профессионалами, так как по незнанию можно сделать только хуже и усугубить ситуацию. На большинство отзывов необходимо ответить именно официальному бренду, чтобы ваши клиенты понимали, что компания всегда на связи и всегда готова решать ваши проблемы. Тем не менее, бывают исключительные случаи, когда ответ официального представителя может вызвать конфликт и даже общественный резонанс — не всегда положительный. В таких случаях лучше привлекать адвокатов бренда или писать личные сообщения.
Выстроить алгоритм обращения с клиентом, оставившим негативный отзыв, можно по двум сценариям: когда проблему можно решить сразу и когда такое решение невозможно или займет много времени. Обязательно добавьте в отклик примерные сроки решения проблемы или сроки, в течение которых представители бренда свяжутся с клиентом. Следите и придерживайтесь намеченных сроков.
Разберем каждый этап разговора подробнее.
Переговоры — лучший путь к решению конфликта, поэтому важно отойти от шаблонных фраз и постараться по-человечески вникнуть в проблему клиента. Ни в коем случае не стоит обвинять клиента — это приведет к большему негативу. Также не стоит доверять решение конфликта сотруднику, по вине которого произошел негативный опыт клиента — это тоже ухудшит результат. Для этого лучше обратиться к профильному агентству либо организовать независимый отдел качества, который будет заниматься SERM.
Профильные агентства всегда найдут грамотный подход к решению любой негативной ситуации. Например, в Demis Group есть независимая служба качества, которая мониторит настроение клиентов компании и реагирует еще до момента появления негатива в сети. Специалисты связываются с клиентами бренда и изучают степень удовлетворенности сервисом, качеством продукции и услуг компании.
Служба качества SERM в Demis:
Это позволяет сохранить лояльность целевой аудитории и минимизировать ущерб для репутации бренда: клиент остается довольным быстрым и грамотным решением проблемы, а компания предупреждает волну негатива и возможную негативную реакцию.
Не вся критика в сети в действительности отражает ошибки и проблемы компании — часть негатива размещают конкуренты бренда и просто вымогатели денег. С этим неизбежно столкнется каждая компания — чем заметнее бренд в сети, тем выше шанс получить необоснованную критику.
Отличить негатив клиентов от действий конкурентов и вымогателей можно по нескольким факторам:
Попытки подкупить автора или удалить негатив за деньги через саппорт ресурса или сторонних подрядчиков может ухудшить ситуацию — привести к новой волне критике от аудитории бренда или увеличению количества негативных отзывов от лица вымогателей. В таких случаях алгоритм решения проблемы сводится к 2 действиям: нужно показать недостоверность отзыва целевой аудитории и попытаться удалить отзыв через автора или администрацию площадки.
Разберем план действий по устранению несправедливой критики.
Добиваться полного устранения негативного упоминания о бренде в поисковой выдаче стоит только для компаний с безупречной репутацией. Например, если это первый негативный отзыв или стоит задача полностью исключить негатив в сети. В остальных случаях рациональнее подвинуть отзыв вниз поисковой выдачи за счет других упоминаний бренда в поиске. Например, в рамках кейса для завода по производству металлоконструкций вытеснение негативного контента из репутационной выдачи помогло увеличить доверие пользователей в 3 раза.
Сделать это можно несколькими способами:
В большинстве случаев работа над репутацией в поисковых системах сводится к увеличению доли позитивных упоминаний бренда, так как полностью исключить негатив в компании дорого, долго или вовсе невозможно. Своевременный мониторинг, честное решение конфликтов с клиентами и замещение негатива, созданного конкурента обеспечит крепкий и положительный имидж для любой компании.
Подписывайтесь на рассылку и получайте анонсы ключевых digital-событий и полезные статьи 2 раза в месяц
Обращайтесь к нам, чтобы вытеснить негатив из сети!